Как считать карты в покере
Автор: Татьяна Головина
Стратегия в покере во многом основана на вероятностях различных событий. Чтобы правильно оценивать шансы на победу в конкретной раздаче, необходимо разбираться в математических основах игры, по крайней мере, на базовом уровне. Начинающим стоит сначала научиться считать карты в покере Техасский Холдем. Это самая популярная дисциплина, которую часто рекомендуют новичкам для простого старта.
Для чего нужен подсчет карт в покере
Покер — игра, основанная на математике вероятностей. Без понимания того, как устроены расчеты, невозможно оценивать шансы на победу и принимать правильные решения.
Незнакомые с игрой люди ошибочно полагают, что нужно считать очки в покере. Однако система баллов здесь не используется. Считать нужно не очки, как, например, в «Джокере», а вероятности. На этом основаны все стратегии покера.
Запрещено ли считать карты в покере
Считать карты в покере как в онлайн-формате, так и в рамках живых игр разрешено. Это не «читерство», а лишь грамотное использование доступной информации. Более того, считать недостающие карты для комбинации в покере необходимо. Понятие аутов вводится в начальных обучающих материалах для новичков.
Подсчет и определение шансов остаются разрешенными, пока игрок не использует вспомогательные средства во время раздачи. Если задействуются калькуляторы, ботов и другой покерный софт, который позволяет получать преимущество над соперниками, то это уже нарушение правил.
Вероятности получения разных комбинаций
В покере важна статистика. Игрокам необходимо понимать, как часто выпадает та или иная комбинация. Это одна из базовых тем, связанных с расчетами в покере. В таблице представлены вероятности составления всех комбинаций в условиях выхода из колоды пяти случайных карт.
Покерная рука | Шанс составления в случайной раздаче |
Старшая карта | 50.12% |
Пара | 42.26% |
Две пары | 4.75% |
Сет | 2.11% |
Стрит | 0.39% |
Флеш | 0.20% |
Фулл-хаус | 0.14% |
Каре | 0.024% |
Стрит-флеш | 0.0014% |
Роял-флеш | 0.0000015% |
На основе этих вероятностей создана иерархия покерных рук. Чем реже комбинация, тем сложнее ее составить и тем выше она расположена в старшинстве. Поэтому самая сильная рука — роял-флеш, а слабейшая — пара (если не учитывать старшую карту, то есть отсутствие комбинации).
Как считать карты в покере Техасский Холдем
В Техасском Холдеме при подсчете карт необходимо знать ряд понятий: ауты, шансы банка, эквити, блокеры. Эти термины лежат в основе покерной математики. Зная и понимая их значение, игрок может рассчитывать свои шансы на победу, а также принимать стратегически верные решения о ставках.
Ауты
Ауты в покере — карты, которых не хватает для улучшения руки. К примеру, игрок получил флеш-дро. У него в руке две пиковые карты, а еще две вышли на столе. В колоде (предположительно) остались девять номиналов той же масти. Они и становятся аутами для завершения флеша. Можно рассчитывать недостающие для конкретной руки карты или учитывать все, которые сделают комбинацию лучше.

У игрока 9 аутов для флеша и 4 для стрита — итого 12 карт, которые улучшают руку
Почему 12? Потому что одна из них — трефовая дама. Это общий аут для стрита и флеша. Учитывая, что нужная карта может выйти как на терне, так и на ривере, шансы игрока на улучшение руки до любой из двух этих комбинаций составляют около 45%.
Шансы банка
Пот-оддсы — это отношение размера банка к сумме, которую необходимо внести, чтобы остаться в раздаче. Если пот — 100, а противник ставит 20, нужно уравнять 20. Это даст шанс выиграть банк 120. Пот-оддсы в данном случае равны 120:20 — или 6 к 1.
Для понимания того, насколько оправданно уравнивать ставку в той или иной ситуации, пот-оддсы сопоставляются с вероятностью улучшения руки. Если шансы банка больше, то колл считается плюсовым и имеет положительное математическое ожидание (+EV).
Эквити
Эквити — доля игрока в банке в процентном выражении. При подсчете показателя учитываются текущая рука покериста и диапазоны его соперников. При 30% эквити ожидается, что игрок может рассчитывать на долю банка 30%. Есть три способа расчета EQ:
- Метод «двойки». Позволяет примерно оценить эквити на одну улицу. Вероятность выхода любой карты на терне или ривере приблизительно равна 2%. Метод предлагает умножать количество аутов на два, чтобы получать усредненное значение эквити. Это не самый точный, но быстрый способ расчета, который легко произвести в уме.
- Правило «четверки». Метод похож на предыдущий, но используется для расчета эквити на две улицы вперед: от флопа до ривера. Количество аутов необходимо умножать не на 2, а на 4.
- Правило «3 + 9». Если у игрока 10 и более аутов, используется этот способ. Необходимо умножить количество подходящих карт на 3 и прибавить 9. К примеру, у игрока 12 аутов. 12 x 3 = 36, 36 + 9 = 45. Это дает примерно 45% эквити от флопа до ривера.
Более точные методики используются в покерном софте. Программное обеспечение нельзя применять в игре, но расчеты, полученные с его помощью, полезны в постанализе. Основные алгоритмы машинного вычисления эквити:
- Метод Монте-Карло. Возможно применять только с помощью компьютерного софта. Алгоритм просчитывает самые вероятные варианты исходов в выборке раздач, получая близкое к точному значение эквити.
- Метод CFR. Используется программами-солверами и требует больших вычислительных мощностей. Софт моделирует все возможные ситуации и просчитывает их исходы. Это позволяет получать точные значения эквити.
Блокеры
Блокерами называют карты, которые снижают количество аутов соперника. Например, если игрок держит в руке Ts, а его оппонент претендует на пиковый стрит-флеш от 6 до T, десятка — блокер. Соперник точно не сможет составить свою целевую комбинацию. Учет блокеров делает оценку шансов более реалистичной.
Примеры расчета
Чтобы понять, как считать карты в покере на практике, можно рассмотреть пример конкретной раздачи. У игрока — AsTs, на флопе вышли 7s4sKd. Количество аутов для флеша — 9.
Вероятность улучшить руку к терну составляет 9 к 47, или около 19%. К риверу — примерно 36% по правилу «четверки».
Следующий шаг — сравнить вероятность усиления руки с шансами банка. В поте 100, соперник ставит 25. Чтобы сделать колл, игроку необходимо вложить 25: 25 / 125 = 20%. Поскольку ожидаемые шансы на улучшение руки выше, чем пот-оддсы (36% в сравнении с 20%), уравнивание ставки в этой ситуации считается математически оправданным.
Как делать расчеты в покере быстрее
Ускорение подсчетов требует не постоянного применения точных формул и вычисления в уме, а регулярной практики и запоминания ориентировочных значений. Есть готовые материалы, по которым игроки могут отработать часть расчетов до автоматизма. Пример — таблица с точными значениями вероятности улучшения руки с учетом количества аутов.
Вероятность усиления руки, % | |||
Количество аутов | На терне | На ривере | От флопа до ривера |
1 | 2.1 | 2.2 | 4.3 |
2 | 4.3 | 4.3 | 8.4 |
3 | 6.4 | 6.5 | 12.5 |
4 | 8.5 | 8.7 | 16.5 |
5 | 10.6 | 10.9 | 20.4 |
6 | 12.8 | 13 | 24.1 |
7 | 14.9 | 15.2 | 27.8 |
8 | 17 | 17.4 | 31.5 |
9 | 19.1 | 19.6 | 35 |
10 | 21.3 | 21.7 | 38.4 |
11 | 23.4 | 23.9 | 41.7 |
12 | 25.5 | 26.1 | 45 |
13 | 27.7 | 28.3 | 48.1 |
14 | 29.8 | 30.4 | 51.2 |
15 | 31.9 | 32.6 | 54.1 |
Кроме того, для постоянного развития покерного мышления игроку необходимо использовать вспомогательный софт. Калькуляторы позволяют рассчитывать эквити рук против диапазонов, тренажеры — отрабатывать реальные сценарии и получать правильные решения с деталями расчетов. Чем чаще покерист разбирает свои (или чужие) раздачи, тем меньше времени ему придется тратить на анализ аналогичных ситуаций в реальной игре.
Технически в онлайн-румах не запрещено прибегать к «шпаргалкам» — отследить обращение игрока к распечатанным материалам невозможно. Но пользоваться такими таблицами офлайн нельзя.
Это программа для расчета эквити в заданных обстоятельствах. Учитываются известные карты и количество соперников за столом.
Таблицы стартовых рук, которые рекомендуют действия (колл, пас, рейз и т.д.) в зависимости от позиции.
Применение покерных программ для ускорения расчетов запрещено в большинстве онлайн-румов. Это создает для игрока несправедливое преимущество перед соперниками, не использующими софт.
Это программы для тренировок по стратегии GTO. С их помощью можно получать решения с лучшими действиями в конкретных ситуациях по теории оптимальной игры.
